Журналист британского издания Open Democracy Михаил Логинов поделился своими впечатлениями от поездки в Севастополь.
"На Ялтинской конференции Черчилль попросил Сталина подарить ему Крым. А тот ему говорит: угадаешь, где мой средний палец - тогда подарю. Черчилль не знал, что у Сталина рука сухая и не все пальцы сгибаются…".
Таксист Сергей рассказывает легенду о попытке Великобритании получить Крым от СССР каждому пассажиру, по пути из Симферопольского аэропорта в Севастополь. Не снижая скорости, демонстрирует на своем кулаке кукиш, который Сталин якобы показал Черчиллю. Водит быстро и безопасно, вежлив с пассажирами, помогает им разместить и вынуть багаж. Его фирма не использует таксометр, но Сергей всегда берет заранее оговоренную плату, без чаевых. Сергей не профессиональный таксист, а бывший моряк Черноморского флота России,
Но почему же Черчиллю понадобился Крым? У Сергея есть объяснение.
"Мы будем проезжать возле Балаклавы. Там, в Долине Смерти, в Крымскую войну русские уничтожили бригаду английской легкой кавалерии. Погибло много английских аристократов, и среди них прадед Черчилля".
Значит, Крым нужен Черчиллю, как родовой склеп? Сергей не ищет логику в своих словах. Ему важнее найти подтверждение того, что Англия всегда интересовалась Крымом, а у Черчилля была личная мотивация.
Такси едет мимо виноградников Золотой балки – долины, в которой произошло памятное сражение. Стены придорожного ресторана украшены рисунками: британские кавалеристы, с огромными флагами – алый крест на белом поле, падают, сраженные картечью русских пушкарей.
Таксист Сергей рассказывает легенду о попытке Великобритании получить Крым от СССР каждому пассажиру, по пути из Симферопольского аэропорта в Севастополь. Не снижая скорости, демонстрирует на своем кулаке кукиш, который Сталин якобы показал Черчиллю.
Таксист Сергей, полный исторических легенд, и ресторан, украшенный батальной живописью, - типичны для Севастополя. Этот город живет своим прошлым. Помнит, знакомит с ним гостей, защищает зачастую самоотверженно и агрессивно. "Отстаивайте же Севастополь!", - сказал адмирал Корнилов, смертельно раненый английским ядром. В Севастополе знают и помнят эти слова, а так как войны сейчас нет, воюют за память о былых битвах. О них напоминают с рекламных плакатов и адмиралы Крымской войны, и генералы Второй мировой, и революционер 1905 года Петр Шмидт. "Мы имеем право на свое прошлое", - написано под портретами.
Посол Сталинграда
Память о прошлом не способна прокормить. Капитану второго ранга Станиславу повезло больше, чем Серегею. Он работал в одном из аналитических подразделений штаба ЧФ, был уволен по сокращению, и смог устроиться в представительство Волгоградской области. "Теперь я посол города-героя Сталинграда в городе-герое Севастополе", - говорит он.
Шефство городов России над кораблями ЧФ и городом в целом является одним из факторов местного благополучия. Популярность экс-мэра Москвы Юрия Лужкова и сегодня выше, чем в столице РФ. На средства Москвы построено несколько больших жилых домов для офицеров Черноморского флота. Правительству Украины пришлось выделять средства на строительство домов для офицеров национальных ВМС.
Сейчас поддержка снизилась. Это связывают с договором Москвы и Киева по формуле: "Дешевый газ – аренда базы до 2042 года". "Чем меньше скандалов вокруг Черноморского флота – тем реже в России о нас помнят, - вздыхает Станислав, - скорее бы Грузия создала новый флот и напала бы на Абхазию, чтобы мы могли этот флот уничтожить".
Впрочем, локальные войны бывают и в Севастополе.
"Мы утопили ее посередине бухты"
Шефство городов России над кораблями ЧФ и городом в целом является одним из факторов местного благополучия. Популярность экс-мэра Москвы Юрия Лужкова и сегодня выше, чем в столице РФ.
Каждое воскресенье по центральным улицам Севастополя проходят люди со знаменами в руках. Они несут государственный флаг России, Андреевский флаг – флаг ВМФ России, флаг советских ВМФ и так называемый "имперский флаг" - флаг времен царя Александра II. Они преклоняют знамена возле памятника Екатерине II, основавшей Севастополь, памятников героям войн и мемориальных табличек. Знаменосцы называют этот обряд Севастопольским ритуалом.
Студент Алексей - один из его постоянных участников. По его словам, Ритуал проходит и летом и зимой. Иногда участвуют пять-семь человек, иногда больше тридцати. Прохожие приветствуют Ритуал криками, а шоферы – сигналят.
Алексей - участник не только Ритуала, но и других, более интересных событий. 5 июля 2008 года он участвовал в столкновении на Графской пристани. В этот день моряки ВМС Украины установили мемориальную доску в честь 90-летия поднятиях на кораблях Черноморского флота украинских флагов. Активисты пророссийских организаций, считающие это событие актом предательства, собрали многолюдный митинг, прорвали цепь украинской морской пехоты и сорвали табличку со стены.
"Мы затащили ее на рейсовый катер, идущий на Северную сторону, и утопили на середине бухты", - с гордостью рассказывает Алексей.
Табличка до сих пор не поднята с морского дна. На семерых участников были заведены уголовные дела. Алексей избежал ареста и суда.
"Через год, - рассказывает он, - на месте утопления таблички мы опустили в воду венок "Покойся с миром". А еще через год, на день украинских ВМФ приехал Ющенко. Мы, когда он пришел на Графскую пристань, развернули на холме, через бухту, огромный российский флаг – десять человек его держало. И Ющенко, и вся свита, не на корабли смотрели, а на нас. Постояли пятнадцать минут, потом нас предупредили, что скоро приедет милиция, мы свернули флаг и ушли".
Каждое воскресенье по центральным улицам Севастополя проходят люди со знаменами в руках. Они несут государственный флаг России, Андреевский флаг – флаг ВМФ России, флаг советских ВМФ и так называемый "имперский флаг" - флаг времен царя Александра II.
По словам Алексея, рядовые сотрудники и офицеры милиции лояльно относятся к деятельности патриотов России. Аресты происходят редко, лишь в случае одиозных происшествий, вроде битвы 5 июля 2008 года.
Самые многочисленные и ожесточенные митинги были в период правления Ющенко. "Оранжевый" президент уступил место Януковичу и агрессия снизилась. Активисты украинских организаций уже не приезжают в Севастополь, подраться с русскими патриотами. Алексей в воскресенье участвует в Ритуале, а после – пьет пиво с другими активистами, вспоминая о недавних баталиях.
"Дайте мне письку"
Павел в том же возрасте, что и Алексей, но не интересуется политикой. В туристический сезон он продает пиво на пляже Учкуевка, а потом подрабатывает грузчиком на рынке. "Мне все равно, до какого года здесь будет стоять флот, но я бы хотел, чтобы настало глобальное потепление, и туристический сезон продолжался весь год", - говорит он.
Учкуевка – типичный крымский пляж. Песчаная полоса шириной метров в пятьдесят заполнена отдыхающими. Дальше – променад, множество кафе, магазинчиков. Разливное пиво можно выпить почти у кромки прибоя, а за относительно небольшие деньги - встретить закат солнца в кафе, на возвышенности, возлежа на подушках, как турецкий султан.
Кроме Учкуевки, в самом Севастополе и рядом с ним несколько десятков пляжей, комфортных и диких. Туристам, приезжающим именно в Севастополь, нравится это разнообразие. Кроме того, торговцы не так наглы, как в других частях Крыма. В Севастополе много домов, поэтому нетрудно снять недорогую квартиру.
Чаще всего в Севастополь приезжают туристы из восточных областей Украины – Донецка, Запорожья, Харькова и юга России. Россиян привлекает относительная дешевизна ресторанов, магазинов и рынков, а также то, что город говорит по-русски.
Чаще всего в Севастополь приезжают туристы из восточных областей Украины – Донецка, Запорожья, Харькова и юга России. Россиян привлекает относительная дешевизна ресторанов, магазинов и рынков, а также то, что город говорит по-русски. Необходимость расплачиваться украинскими гривнами и украинские названия создают легкую иллюзию заграницы.
Иногда возникают комические инциденты. Турист из Воронежа рассматривает витрину с мороженым, его привлекает эскимо "Лисова писня" ("Лесная песня"). "Дайте мне эту письку", - говорит он продавщице.
"Понаехали… не уезжайте"
Анна Петровна работает в научном институте, получающем скудное финансирование из Киева, но платящем зарплату, равную пенсии ее мужа – военного моряка. По воскресеньям, она с мужем и внучкой идет на пляж. Анне Петровне не нравится то, что бывшая военно-морская база превратилась в курортный город, вроде Ялты или Евпатории. Летом приезжих так много, что трудно и сесть в автобус, и лечь на пляже. "Хотя бы по воскресеньям не приходили сюда", - говорит она.
Соседка, Елена, с ней не согласна. С июня до середины сентября она сдает свою квартиру и живет у матери. "Без приезжих Севастополю не выжить", - уверена она.
Действительно, промышленность в Севастополе не развита, а флот – Черноморский и Украинский, приносят все меньше и меньше дохода: Москва и Киев стараются экономить. Правда, у компании "Авлита" - владелицы гавани в Доковой бухте, есть план по созданию самого глубоководного порта Украины и угольного терминала. Против тучи угольной пыли, которая осядет на улицы и пляжи, протестуют все местные жители. Пусть лучше будут туристы.
Иногда возникают комические инциденты. Турист из Воронежа рассматривает витрину с мороженым, его привлекает эскимо "Лисова писня" ("Лесная песня"). "Дайте мне эту письку", - говорит он продавщице.
Последнее воскресенье июля Россия празднует день Военно-морского флота. Для Севастополя это самый главный праздник. Весь день, и вечер Приморский бульвар и набережные Севастополя заполнены туристами и местными жителями. Билеты на ночной фейерверк продают даже в Симферополе и Ялте, а бухты заполнены катерами со зрителями. Небо над бухтой озаряется, и украшенные боевые корабли России выглядят, как часть пиротехнического шоу.
Но праздник заканчивается, и Севастополь опять живет обычной жизнью: обслуживает два флота, принимает туристов, вспоминает подвиги прошлого и готов за него бороться.
Оригинал публикации: Sevastopol: past memories, future hopes
Перевод ИноСМИ
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.