Ученые установили, как 200 млн лет назад динозавры стали доминировать на планете

Корреспондент.net,  23 марта 2010, 12:17
Фото: Reuters
Динозавры сумели приспособиться и выжить - что привело их к расцвету

Ученые доказали, что начало эры динозавров чуть более 200 миллионов лет назад случилось благодаря вулканической активности, которая, в частности, устраненила конкурирующие с динозаврами виды.

В своей работе, опубликованной в сегодняшнем выпуске журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, исследователи связывают расцвет динозавров с изменениями климата и вымиранием многих животных и растений из-за вулканов.

"Практически все знают, как вымерли динозавры, однако вопрос - почему они стали доминировать на планете - на самом деле гораздо более интересен", - сказала Джессика Уайтсайд, ведущий автор публикации из Брауновского университета в США.

Согласно выводам ученых, вулканическая активность продолжалась примерно 600 тысяч лет и сопровождалась отделением северной Америки от Африки, входивших на то время в суперконтинент Пангею. Это привело к выбросу в атмосферу большого количества СО2 и других парниковых газов, резко изменивших климатические условия на Земле.

Эти изменения привели к одному из наиболее массовых вымираний всего живого на Земле, в результате чего полностью исчезли правившие миром животных на тот момент круротарзы - относительно крупные четвероногие животные, наиболее близкими родственниками которых являются современные крокодилы. Наиболее же примитивные формы динозавров, обитавшие на тот момент на Земле, пережили вымирание, что позволило им занять доминирующее положение на планете и начать ее быстрое освоение.

Чем-то иным, кроме слепой удачи, благодаря которой динозавры были изначально лучше адаптированы к климатическому изменению, их расцвет трудно объяснить - исследователи

Согласно многочисленным данным геологических исследований, вулканизм на границе Триасового и Юрского периодов примерно 200 миллионов лет назад породил потоки лавы, площадь которых сопоставима с территорией США. Эти лавовые формации, находящиеся в бассейне Атлантического океана образовали так называемую Центрально-атлантическую магматическую провинцию.

В своей работе группа ученых сфокусировалась на изучении этих самых формаций, а точнее ископаемых останков растений и животных и их углеродных следов, скрытых под лавовыми потоками в северо-восточном районе современных США и в Англии.

Растительные останки - количество пыльцы и соотношение изотопов углерода 12 и 13 показало, что более половины флоры того времени вымерло. На смену ушедшим растениям вновь пришли папоротники, идеально приспособленные к жизни в условиях периодического вулканизма. Что касается животных, то ученые в своей работе указывают на полное исчезновение следов круротарзов по мере наслаивания новых лавовых потоков в изученных участках.

До динозавров миром животных правили круротарзы - относительно крупные четвероногие, наиболее близкими родственниками которых являются современные крокодилы

"На основе этих данных массовое вымирание в конце триасового периода началось синхронно в морских и наземных условиях незадолго до формирования самых древних базальтов (вулканических пород) в восточной части Северной Америки и одновременно с самыми старыми лавовыми потоками в Марокко, резким выбросом СО2 в атмосферу и снижением образования биологических форм кальция в морской среде. Так как временные соотношения между извержениями, массовым вымиранием и выбросом углерода в атмосферу показаны на основе данных, собранных в одном и том же месте, они являются наиболее вескими аргументами в пользу вулканической природы массового вымирания и начала эры динозавров на настоящий момент", - пишут ученые в своей статье.

"Чем-то иным, кроме слепой удачи, благодаря которой динозавры были изначально лучше адаптированы к климатическому изменению, их расцвет трудно объяснить", - добавила ученый.

"Мы далеко не первые исследователи, показавшие связь между вулканизмом и массовым вымиранием в конце триасового периода, однако нам впервые удалось его четко задокументировать", - подытожила Уайтсайд.

Напомним, недавно международная группа ученых подвела итог накопленным за последние 20 лет данным, окончательно признав падение гигантского астероида причиной вымирания динозавров 65 млн лет назад.