Нечеловекообразные обезьяны способны понимать значение денег

Корреспондент.net,  17 июня 2008, 14:37
Нечеловекообразные обезьяны способны понимать значение денег
Фото: man.claw.ru
Обезьяна-капуцин (Cebus apella)

Международная группа ученых провела научный эксперимент над обезьянами-капуцинами и пришла к выводу, что нечеловекообразные обезьяны способны понимать значение символов и могут использовать ничего не значащие для них предметы в качестве обменного эквивалента для получения пищи - то есть в качестве денег.

Ученые из римского университета La Sapienza и Института когнитивных исследований, а также из медицинских школ Гарварда и университета Вашингтона в Сент-Луисе - отмечают, что ранее подобные опыты проводились только над человекообразными обезьянами. В частности, ученым удавалось научить их покупать еду у экспериментаторов за не имеющие для них ценности предметы - жетоны.

В новом же эксперименте участвовали обезьяны-капуцины (Cebus apella), которые разошлись с предками человека 35 миллионов лет назад. Исследователи обучили пять капуцинов обменивать три типа знаков (которыми служили зеленая фишка, черная пластиковая трубка и медный крюк) на три типа пищи. Например, маслина могла стоить одну зеленую фишку, а кусок пармезана - одну пластиковую трубку.

В ходе эксперимента ученые выяснили предпочтения обезьян в пище - для каждой из них были выбраны три типа корма, которые различались по степени пристрастия животных к ним. На первом этапе эксперимента обезьяны должны были выбирать между двумя видами корма из трех, при этом менее любимой пищи они могли получить больше. И как правило, обезьяны предпочитали корм похуже, но в больших размерах.

На следующем этапе такой же эксперимент был проведен со знаками, обозначающими пищу. Затем ученые выяснили, совпадает ли выбор обезьян в отношении пищи с их действиями в отношении символизирующих виды корма предметов. Оказалось, что предпочтения капуцинов в отношении символических объектов были схожи с предпочтениями в отношении реальной пищи.

"Эти результаты показывают, что капуцины действительно способны воспринимать жетоны как символы, помогающие им добывать пищу", - заключают исследователи.