UA
 

Корреспондент: Самоудалившиеся. Как устроились в Европе политические беженцы из Украины

5 июня 2012, 13:09
0
724
Корреспондент: Самоудалившиеся. Как устроились в Европе политические беженцы из Украины
Фото: Reuters
Александр Тимошенко, супруг Леди Ю, один из всей семьи экс-премьера уехал из Украины

С приходом к власти Партии регионов в Украине заговорили о политических беженцах. Украинцы, не по своей воле покинувшие берега Днепра, на жизнь вдали от родины не жалуются, но вернуться хотят, - пишет Ксения Карпенко в № 21 журнала Корреспондент от 1 июня 2012 года

Совсем недавно эти люди были крупными чиновниками, успешными бизнесменами. Теперь они осваивают непривычный для себя статус беженца или искателя приюта. Речь идет об украинцах, принадлежащих к оппозиции или позволивших себе насмехаться над Президентом Украины Виктором Януковичем. На родине против них открыты уголовные дела. Сами себя они называют политбеженцами, или людьми, пострадавшими за свои взгляды. В европейских странах заявлений об их политическом статусе не делают. Но предоставляют убежище, тем самым хотя бы признавая, что не считают открытые против беглецов уголовные дела достаточным основанием для их выдачи украинским правоохранителям.

Первой ласточкой стал Богдан Данилишин, экс-министр экономики в правительстве Юлии Тимошенко, который в ноябре 2010 года попросил и получил убежище в Чехии.

За ним последовала целая группа бывших: Михаил Поживанов, экс-глава Госкомрезерва, оказавшийся в Австрии, бютовец и экс-губернатор Харьковщины Арсен Аваков, укрывшийся в Италии, супруг Леди Ю Александр Тимошенко, выехавший в Чехию.

На родине против них открыты уголовные дела. Сами себя они называют политбеженцами, или людьми, пострадавшими за свои взгляды

 Среди этих людей есть и человек, прежде далекий от большой политики, – Денис Олейников, владелец компании ProstoРrint, которая выпустила футболки с надписью Спасибо жителям Донбасса, чем вызвала гнев правоохранителей. Олейников бежал с женой и двумя несовершеннолетними детьми в Хорватию.

В украинском МИДе отрицают, что Данилишин и иже с ним – жертвы политических преследований: мол, есть разные причины, побудившие этих граждан искать для себя место жительства вдали от дома, а государства, приютившие их, предоставить им убежище.

Но оппозиционеры считают, что ключевую роль в этих делах сыграла именно политика. "Когда президент Виктор Ющенко в 2007 году своим указом установил День памяти жертв политрепрессий, никто даже подумать не мог, что они [репрессии] вернутся к нам из позорного прошлого. И теперь шанс быть осужденным есть у каждого оппозиционно настроенного или неугодного", говорит Александра Кужель, экс-чиновница, политик и общественный деятель.

Корреспондент связался с выехавшими, чтобы узнать, как они живут. Оказалось, все на новом месте устроились хоть и скромно, но не бедно. Объединяет уехавших не только это, но и некоторая настороженность в словах и поступках. А еще большинство надеются на возвращение. Правда, с одним условием: не при нынешней власти.

Колония бывших

Сегодня отечественные власти особенно тревожатся по поводу двух “самоудалившихся” - Данилишина и Тимошенко. Оба находятся “под боком”, в Чехии, и при случае охотно рассказывают европейской прессе и политикам о нынешних украинских реалиях.

Олег Волошин, директор Департамента информполитики МИДа, заявил Корреспонденту, что примеры Данилишина и Тимошенко являются самыми резонансными среди украинских беженцев. Но о политическом контексте в их случае говорить, мол, не стоит.

Сам Данилишин так не считает. Осенью 2010 года, спустя три месяца после его ухода с поста главы Минэкономики, Генпрокуратура возбудила против эксглавы ведомства дело, обвинив в превышении служебных полномочий и нанесении государству убытков в размере 4,5 млн грн. Не обнаружив Данилишина на украинской территории, ГПУ объявила его в международный розыск. Бывший чиновник в тот момент лечился в Германии.

В чужой стране Данилишин поселился в столице, в элитном районе Прага-2. Он не стал говорить о форме собственности недвижимости, лишь сказал,что его “все в этой квартире устраивает”.

“Я был удивлен [объявлением в розыск]: ведь я совсем не прятался, наоборот, активно давал интервью европейским СМИ и появлялся на телеэкранах”, - рассказывает Данилишин. Из Германии он перебрался в Чехию, где спустя месяц попросил политического убежища. Чехия предоставила Данилишину статус беженца, так как в законодательстве Чешской Республики требование обоснования, по которому иностранец получает такой статус, отсутствует.

В чужой стране Данилишин поселился в столице, в элитном районе Прага-2. Он не стал говорить о форме собственности недвижимости, лишь сказал, что его “все в этой квартире устраивает”. Здесь экс-министр практически знаменитость.

“В Праге люди приветствуют меня на улицах. Чешское телевидение каждый день транслирует сюжеты про Украину и берет у меня комментарии”, - говорит Данилишин, удивляясь, что на родине его все еще ищут через Интерпол.

Бывший чиновник тем временем занимается общественной деятельностью. В апреле 2011 года стал соучредителем пражской Международной гражданской организации Украинская европейская перспектива, поддерживающей евроинтеграцию Украины, а сейчас готовит Международный форум украинских экономистов, которые родились и работают за пределами Украины.

Данилишин, академик и доктор экономических наук, активно сотрудничает с Академией наук Чехии, читает лекции в университетах Праги и Мюнхена. “Скоро будут напечатаны две мои книги-монографии о проблемах экономической теории и экономии природных ресурсов”, - делится он планами.

По выходным приходит на богослужения в собор Святого Климента, храм,расположенный в центре Праги, у Карлова моста.

А еще бывший министр несколько раз уточнял, что каждый день думает об Украине и обязательно вернется, как он выразился, “в свою родную и свободную страну”.

О проведении досуга Данилишин много не говорит. Рассказал лишь, что по выходным приходит на богослужения в собор Святого Климента, храм, расположенный в центре Праги, у Карлова моста. Это место популярно среди здешней 50-тысячной украинской диаспоры, большинство членов которой, как и Данилишин, считают себя прихожанами Украинской Грекокатолической церкви.

В его пражско-украинском окружении есть один особый знакомый - Тимошенко. Правда, о каких-либо деталях контактов с супругом экс-премьера Данилишин говорить не стал.

Сам муж заключенной Качановской колонии не захотел общаться с Корреспондентом, объяснив свою позицию коротко: “Так безопаснее”. Остается верить сообщениям бютовцев, что в Чехии

Чем занимается Мистер Ю, неизвестно. Раньше среди соратников его супруги была популярна версия, что Тимошенко в Чехии будет организовывать международную ячейку партии Батьківщина

Тимошенко оказался вынужденно, опасаясь, что и против него откроют уголовное дело.

Тимошенко получил убежище в начале этого года, и он больше всех подходит под определение политбеженца: власти предоставили ему как родственнику осужденного в Украине политика международную охрану.

“Чехия - популярная страна для украинцев, просящих убежища. О политическом контексте я не могу ничего сказать, но схожесть языков и хорошее отношение к эмигрантам всегда играло ведущую роль. В 2011 году 152 украинца попросили убежища в Чехии, девять из них получили статус беженца”, - сообщил Корреспонденту Милан Экер, пресс-атташе посольства Чехии в Украине.

Впрочем, эту страну Тимошенко мог выбрать и по иным причинам. Ведь с 2000 года по февраль 2012-го он был совладельцем местной компании International Industrial Projects, которая, по данным Торгового реестра Чехии, занималась торговлей. Украинец владел 33% акций фирмы, но сейчас, как показывает статистика реестра юрлиц минюста Чехии, компания находится на стадии ликвидации.

Чем занимается Мистер Ю, неизвестно. Раньше среди соратников его супруги была популярна версия, что Тимошенко в Чехии будет организовывать международную ячейку партии Батьківщина. Ни он сам, ни Александр Турчинов, первый замглавы партии, не ответили на запрос о том, на каком этапе сегодня находится эта затея.

Тоже пострадавшие

К западу от Чехии - в Италии и Австрии - нашли пристанище еще двое соратников Леди Ю, по совместительству - бывших госчиновников. Это Аваков и Поживанов.

Аваков быстро согласился пообщаться с Корреспондентом. Но с единственным условием: говорить будет только по Skype - программе, обеспечивающей связь через интернет. О телефоне и речи быть не может: бывший губернатор уверен, что его прослушивают.

Аваков, который, утратив пост главы области, остался членом тимошенковской Батьківщини, по мнению харьковской прокуратуры, незаконно раздавал госземлю. За что был “награжден” уголовным делом и оказался в международном розыске.

Итальянская история Авакова началась в марте 2012-го, когда он выехал из Украины на Апеннины. Полиция задержала его в Риме во время стандартной проверки документов - Аваков значился разыскиваемым в базе Интерпола. Спустя две недели пребывания под стражей конституционный суд Италии, по словам экс-чиновника, постановил: украинец - жертва политических репрессий. Поэтому его освободили, предоставив статус политбеженца - rifugiato politico.

Сейчас он вместе с женой и сыном снимает апартаменты в Риме и ведет активную общественную деятельность

“Я не сбегал из Украины в Италию, а находился в запланированной командировке по бизнесу”, - уточняет Аваков.

Сейчас он вместе с женой и сыном снимает апартаменты в Риме и ведет активную общественную деятельность. Правда, говорит об этом туманно.

“Я занимаюсь политпроектами, которые пока не имеют определенной формулировки. Но о международном филиале Батьківщини речь не идет”, - говорит Аваков, добавляя, что еще дает интервью итальянским СМИ, общается с евродепутатами, путешествует по Италии и смотрит исторические фильмы.

Вести такую жизнь экс-губернатору позволяет успешно построенный на Апеннинах бизнес: его семья владеет в Риме компанией Mozzarella di Bufala, занимающейся производством моцареллы, сыра из молока буйволиц. Аваков не захотел говорить о финансовых оборотах предприятия, заверив: бизнес небольшой, но дает возможность ему отказаться от социального пособия в сумме 417 евро в месяц, которое предусмотрено правительством этой страны для беженцев.

“Италия сейчас в строжайшем режиме экономии. Поэтому с моей стороны не могло быть и речи о получении матпомощи. Я и так чувствую себя неплохо, а общение с местными властями ограничилось формальной беседой с адвокатами”, - комментирует свой “жест доброй воли” экс-чиновник.

Он признается, что в Италии тратит “не слишком много”, но все необходимое у него есть. “В Риме я купил Mercedes-Benz A-класса [ориентировочная стоимость - от 22 тыс. евро] - небольшой, но удобный автомобиль. Компьютер у меня есть. Так что сейчас тратим только на еду и хорошие книги”, - рассказывает Аваков о своей новой жизни.

Его семья владеет в Риме компанией Mozzarella di Bufala, занимающейся производством моцареллы, сыра из молока буйволиц.

Италия не стала для него мачехой, однако оставаться здесь бывший рулевой Харьковщины не намерен. “В Украину обязательно вернусь. Когда украинским судам и власти можно будет доверять”, - обещает Аваков и отключает Skype.

С его “коллегой” Поживановым Корреспондент связался еще одним популярным среди интернет-пользователей способом - через соцсеть Facebook.

Экс-глава Госкомрезерва, против которого ГПУ возбудила дело за превышение служебных полномочий и расхищение 35 млн грн., ныне проживает в столице Австрии Вене, где получил вид на жительство, действительный до 2015 года. В Киеве у него продолжает работать компания, занятая в сфере недвижимости, - Киевтурэкспресс, где маркетинг-директором числится его супруга.

Поживанов крайне неохотно отвечал на вопросы. “Просто это уже личная жизнь, которая после публикации может резко ухудшиться. Одно скажу: сейчас я живу Вене, и моя семья - жена и трое сыновей - сейчас также со мной”, - написал украинец.

Семья Поживанова, по данным Корреспондента, снимает в Вене четырехкомнатную квартиру за 2 тыс. евро в месяц.

На жизнь экс-чиновник не жалуется - на досуге посещает с семьей рестораны и отслеживает новости об Украине в интернете. Он признается, что стал активным пользователем соцсети: постоянно “лайкает” оппозиционные материалы и критикует власть. Вопрос о том, планирует ли он вернуться на родину и заниматься своим бизнесом, Поживанов оставил без ответа.

Без политики политический

Новая жизнь Олейникова, владельца ProstoРrint, началась 21 сентября 2012 года.

“Вечером вышел на связь мой информатор из МВД и сообщил, что ордер на арест меня и жены уже подписан - нас должны были задержать в течение дня. На сборы ушел час: в багажник автомобиля упаковали необходимые вещи, а на заднее сиденье усадили двоих детей”, - вспоминает он.

В Украине Олейников был объявлен в розыск за нарушение подписки о невыезде, в офисе его компании был проведен обыск якобы в связи с подделкой сувенирной продукции с символикой Евро-2012 и изъяты финансовые документы. Но Олейников считает, что единственная причина преследований - это печать футболок с надписью, порочащей главу государства, которые бизнесмен продавал на главной улице столицы - Крещатике.

Бежала семья Олейниковых ночью по маршруту Киев - Одесса - Приднестровье, не успев оформить транзитные документы и купить медстраховки на детей.

Бежала семья Олейниковых ночью по маршруту Киев - Одесса -Приднестровье, не успев оформить транзитные документы и купить медстраховки на детей

“Выдохнули только на приднестровской стороне: включили телефоны и сообщили близким, где мы. В Кишиневе сняли гостиницу. Жене и детям купил билеты Кишинев - Загреб, а сам поехал на машине”, - вспоминает Олейников.

Сегодня бизнесмен с семьей живет в Хорватии, на западном побережье острова Истрия, в курортном городе Порече с населением 16 тыс. человек. Сейчас он - “искатель убежища”, то есть лицо, претендующее на статус беженца и дальнейшую легализацию.

“Здесь очень комфортно, у нас прекрасные отношения с властями, с местной администрацией и полицией - все знают, почему моя семья живет здесь”, - рассказывает Олейников, намекая на политическую подоплеку своей вынужденной эмиграции.

Жена бизнесмена Светлана - домохозяйка, 11-летняя дочь Александра ходит в местную школу и профессионально занимается теннисом, а семилетний сын Назар осенью пойдет в школу.

Несмотря на то что деятельность ProstoPrint стала причиной бегства из Украины, бизнес не закрыт и продолжает кормить Олейникова. Он продал часть компании инвестору, а сам удаленно работает директором по развитию и получает, по его словам, достойную зарплату. Поэтому украинец отказался от материального пособия в размере 320 евро в месяц, которое ему по местным законам положено как “лицу, ищущему убежище”.

Теперь в жизни Олейникова “все о-кей”. Единственное, чего ему не хватает, - суши. “Тут их не едят совсем, да и неместная рыба очень дорогая: килограмм соленого лосося - 100 евро. Особенно не разгуляешься”, - ностальгирует экс-киевлянин.

Олейников понимает, что былую жизнь не вернуть. А путь в Украину считает для себя возможным лишь в случае, если уголовное дело против него закроют ввиду отсутствия состава преступления.

***

Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 1 июня 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: журнал КорреспондентбеженцыЭмиграцияДанилишинАваковДенис ОлейниковАлександр Тимошенко
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии