Корреспондент.net,
10 декабря 2024, 18:00
Фото: Getty Images
Женщина с флагом сирийской оппозиции в Дамаске
Освобождение Сирии повстанцами продолжается. Как после изгнания РФ оттуда изменится энергетический рынок? И что это значит для стагнирующей российской экономики - по прогнозам экспертов и признаниям самих россиян?
Что РФ действительно защищала в Сирии
Сирия является одним из главных узлов противоречий мира, утверждают специалисты - не зря же на ее территории еще недавно были размещены американские и российские военные базы (правда, они и там есть и сейчас, но судьба по крайней мере российских баз неизвестна), а также турецкие и израильские войска.
По словам политтехнолога Михаила Шейтельмана, соседство российских и американских военных баз существовало еще всего в одной стране, в Кыргызстане - когда американцы воевали с Афганистаном.
"Но только в Сирии американцы бомбили вагнеровцев, а еще отдельно существовали турки, пытавшиеся воевать за курды, чтобы больше территории приобщить к потенциальному Курдистану. И Израиль, извините - это же сирийские Голанские высоты. старейшая столица мира, люди дерутся тысячелетиями за эту территорию", - заметил он в интервью Владимиру Золкину.
Но что же такого особенного в Сирии именно сейчас, почему она перекресток интересов мировых и региональных лидеров? И что забыла там Россия? Ответ на это можно искать в признаниях самих путинских приспешников, еще живых и уже мертвых.
"Мы же понимаем, почему в Сирии война! Если мы там не будем подавлять оппозицию Башару Асаду, завтра вся арабская нефть и газ придут в Европу, и у нас ничего покупать не будут", – проговорился когда-то в телеэфире скандальный экслидер ЛДПР Владимир Жириновский.
При этом его визави в том давнем эфире заметил:
"Если бы Россия не вошла туда и не поддержала режим Асада, уже сегодня стоял бы остро вопрос выживания российского бюджета".
То есть, все эти привычные завывания о "дружбе народов" и о том, что "Россия своих не бросает", - обычная пропагандистская туфта. Как обычно, у России ничего личного, только бизнес. И защищает она на оккупированных территориях не права угнетенных русскоязычных, несчастных алавитов, гонимых африканцев и т.д. Главное, что всегда интересует Кремль - это возможность захватить побольше ресурсов и средств для того, чтобы коррупционная российская система впитала их львиную долю в свою пользу.
Что меняется сейчас?
То есть, если сейчас вынуть эту российскую "пробку" из сирийского бутылочного горла, в мире произойдет настоящая энергетическая революция.
По словам Шейтельмана, политическая игра вокруг Сирии сейчас только начинается после того, как откуда "недовыкинули" россиян и полностью выбросили иранцев.
"Вот сейчас курды разберутся, сколько территории они будут контролировать, но это быстро, никто не даст долго воевать - имею в виду Турцию и Америку. Потому что сейчас Турция с США руководят там ситуацией "на земле", а Израиль помогает, когда нужно, в южных регионах", - уточнил он.
Эксперт добавил, что Израиль впервые с 1953 года ввел свои войска на часть территорий, которые он сам признает сирийскими, в отличие от Голанских высот из-за того, что укрепрайоны там были покинуты сирийской армией. И готовы отдать эти территории сразу после того, когда их будет кому контролировать.
По его мнению, дальше в Сирии будут "рулить" пестрые повстанческие силы. Но, возможно, "назначат конкретных людей турки и будут выстраивать государственную систему им американцы"
"Я сейчас рассказываю схему, как бы это могло быть в идеальном мире. Потому что американцы им скажут: Вы как хотите: вот, смотрит, есть варианты. Вы можете как Йемен, это реально так или как Сомали. Скажем, вот Йемен, там вот есть эти хуситы, там есть центральное правительство, там все расколото. Там никто не лезет в ваши дела, американцы не лезут в ваши дела, только бомбить иногда будем, когда вы слишком будете зарываться. Или вы хотите, как Саудовская Аравия, как Катар, как Оман и так далее. То есть, вот вам соседи ваши, прямо вот здесь вот ближний Восток. Или как Иордания", - предположил он.
При этом Шейтельман заметил: если посмотреть на карту Ближнего Востока, там есть Иордания, Сирия, Израиль и Саудовская Аравия. И если в цепи мирных стран включить Сирию и Израиль - "неожиданно вся эта штука становится частью Европы". Главным же поставщиком энергоресурсов в Евросоюз вместо россиян делаются, например, саудиты или катарцы.
"В каком смысле? Потому что Саудовская Аравия в этот момент начинает свою нефть и свой газ через Израиль Сирию и Иорданию спокойно доставлять в средиземноморские порты. В этих портах стоят уже танкеры и все, поплыли дальше", - изобразил он потенциальное будущее этого региона.
После падения Асада возможно восстановление и развитие нефтяных маршрутов, что улучшит поставки нефти в европейские страны. Это, в свою очередь, может повлиять на снижение стоимости нефти и повышение ее доступности на рынке.
При этом, добавил политтехнолог, Турция просто мечтает о магистральном газопроводе и нефтепроводе из Саудовской Аравии через Сирию, а также о создании крупного турецкого энергетического хаба.
"Это то, чем занимается Эрдоган, это прямо проект жизни для него - сделать из Турции газовый хаб. Собственно, почему он там с Россией, с Израилем, с Кипром со всеми этим занимается, с Кипром смог договориться. Вот это новый Ближний Восток", - сказал он.
При этом Шейтельман напомнил, что термин "новый Ближний Восток" когда-то придумал Шимон Перес, впоследствии ставший президентом Израиля. И вот это именно оно, если все это получится, причем восстановленный Ливан легко впишется в эту новую благополучную конструкцию (Иран будет лишен возможности удерживать Хезболлу), заметил политолог.
"То есть это просто может быть "прекрасный Ближний Восток будущего", - резюмировал он.
Влияние падения режима Асада на ЕС будет значительным, пишет ua-energy. Улучшение транзитных маршрутов для газа и нефти может способствовать снижению энергетических затрат для европейских потребителей и повышению стабильности поставок энергоресурсов. Кроме того, это откроет новые возможности для инвестиций в восстановление инфраструктуры и сотрудничество между странами региона.
Ирина Носальская