UA
 

Корреспондент: Веселящий газ

11 декабря 2009, 13:00
0
21
Корреспондент: Веселящий газ
Фото: compromat.ru
Заснятое анонимным блогером строительство дворца под Москвой немедленно приписали главе Газпрома Алексею Миллеру

Российский монополист Газпром стал государством в государстве, у топ-менеджеров которого статус небожителей.

В России живут два типа людей - те, кто работает на Газпром и те, кому не повезло. Именно таким образом директор российского Института проблем глобализации Михаил Делягин сегодня делит своих соотечественников. Он консультирует российских  политиков со времен президента Бориса Ельцина и хорошо знает, что означает газовая монополия для России и россиян. Делягин уверен - в РФ нет ничего, что лежало бы вне поля зрения газового гиганта: компания владеет медиа, строительными и транспортными компаниями, аэропортами и продолжает активно укрупняться. "Газпром купил уже всю Россию", - резюмирует он.

С 300-тысячной армией сотрудников эта компания ежегодно зарабатывает около $ 40 млрд - четверть всех доходов от российского импорта - и поставила в зависимость от своего сырья центральную и восточную Европу. Поэтому, считает российский оппозиционный политик Борис Немцов, автор доклада Путин и Газпром, газовая монополия всегда будет оставаться главным оружием России.

За десятилетие со времен дефолта 1998 года сырьевой гигант стал самой крупной европейской монополией и ныне располагает наибольшими мировыми запасами природного газа, которые оцениваются в $ 140 млрд. Эта сумма, по словам известного российского экономиста Владимира Милова, фактически равно золотовалютным запасам РФ.

Весь прошлый и нынешний год концерн скупал акции своих изрядно подешевевших конкурентов. По словам Немцова, в Газпроме даже не составляли кризисного плана – настолько были уверены, что государство поддержит "кормильца" в любой ситуации. "Такая опека привела к появлению государства в государстве - империи Газпрома - со своей знатью, крепостными и барином", - уверен Немцов.

Труба изобилия

Понять, что такое быть частью Газпрома, лучше всего обратившись к образу жизни людей, принадлежащих к сливкам этой монополии. Недавно пресса обнаружила в Подмосковье строящийся шикарный особняк, который окрестили Истринской усадьбой. Ее хозяином газетчики назвали главу Газпрома Алексея Миллера. По размаху строительства и ландшафтных работ поместье, расположенное на 31 га земли, скорее, напоминает дворец, нежели загородный дом. 

В пресс-службе Газпрома, куда обратился Корреспондент, отрицают всякую причастность своего руководителя к стройке века.  "Наша компания не имеет никакого отношения к строительству этого особняка", - сказал пресс-секретарь Газпрома Сергей Куприянов.

Но связь между газовым монополистом и Истринской усадьбой все же есть. Работы там ведет компания Стройгазконсалтинг, которой руководит иорданец Зияд Манасир - акционер Газпрома и товарищ российского премьера Владимира Путина. Манасир не скрывает, что совладелец его компании - Ольга Григорьева, дочь Александра Григорьева, экс-заместителя директора ФСБ и друга Путина. Кроме того, Стройгазконсалтинг, по словам Манасира, является акционером Газпрома и около 70% заказов получает именно со стороны газового гиганта.

В разгар кризиса Газпром стал поручителем Стройгазконсалтинга по кредитной линии на 11 млрд руб. (около $ 380 млн), которая позволила компании Манасира продолжить возведение дворца. Этот факт и дал повод российским СМИ говорить о том, что фактически усадьбу строят для Миллера.

В Стройгазконсалтинге, в свою очередь, Корреспонденту сообщили, что дом строит иорданец лично для себя. Если верить представителям компании Манасира, дворец - уже второе загородное имение иорданца. Еще один дом у него находится в элитном поселке Ромашково под Москвой. Об этом Корреспонденту рассказывает плиточник Евгений из Винницы, который просил не называть его фамилию. Евгений работал в доме Манасира в середине 2000-х.  Позже и сам Манасир в интервью российским Ведомостям подтвердил, что возводит особняк для себя, и добавил, что уже вложил в него более $ 10 млн.

Такие цифры вряд ли впечатлили бы самого Миллера. Его трехуровневый пентхаус с бассейном на верхнем этаже -  в переулке Капранова, рядом с Москвой-рекой, напротив здания правительства РФ  – занимает около 800 кв. м, рассказывает Евгений, который, по его словам, тогда же участвовал в отделке квартиры главы Газпрома. По словам Евгения, курировал проект лично "иорданец Зияд". По оценкам московских риелторов, такой пентхаус в центре Москвы может сейчас стоить от $ 15 млн до $ 25 млн. Работы было много, вспоминает Евгений, потому что санузлы были при каждой из трех спален, в парилке и бассейне. 

"Плитку заказывали в Англии, ждали три месяца. В принципе ни один наш заказчик не покупал плитку в Москве, все везли под заказ из-за границы", - рассказывает винничанин, который работал в компании, занимающейся отделочными работами в домах и квартирах менеджеров Газпрома на протяжении нескольких лет.    

Родственная кормушка

Переплетения родственных и дружеских связей в руководстве российского газового монстра, по словам Немцова, считаются самой надежной схемой подбора руководящих кадров в этой компании. Например, нынешний глава Газпрома Алексей Миллер попал в кресло газового гиганта благодаря знакомству с Путиным еще по работе в администрации Санкт-Петербурга. "Сегодня 11 из 18 членов правления компании, занимающие важнейшие должности, в 1990-е работали либо в санкт-петербургской администрации, либо в ФСБ", - подчеркивает Немцов.

Подобный принцип рекрутинга не случаен, ведь Газпром – это хорошая карьера, зарплата и социальный пакет для топ-менеджеров. По словам экспертов, если зарплаты рядовых газпромовцев вполне земные, то на одни представительские расходы газпромовские "топы" могут жить год. "Ежегодный бонус менеджера Газпрома составляет около 90-110% годовой зарплаты - то есть в среднем около $ 250 тыс.", - уточняет Милов.

Помимо внутренних бонусов верхушка Газпрома сможет заработать еще и на акциях концерна. Ежегодно, по решению совета директоров, высшее руководство сырьевого монополиста может выкупить часть акций компании, которые специально для этого резервируются по минимальным ценам. Если на такую операцию у "топа" вдруг не хватит денег, Газпром может одолжить своему сотруднику необходимую сумму под залог собственных акций.

Кошельки газпромовской верхушки наполняются и за счет "халтур" - распространенной в компании практики, когда руководители концерна "подрабатывают" в руководстве дочерними компаниями газовой империи, что приносит им сравнимые с основной зарплатой вознаграждения. Например, по оценкам Ведомостей, Миллер в 2008 году мог заработать до $ 5,3 млн, причем $ 2,8 млн из них - за то, что руководил советом директоров газпромовской дочки – Газпромнефти.

Даже шторм финансового кризиса прошел практически незамеченным для людей на капитанском мостике главной компании России. Несмотря на резкое уменьшение выручки от продажи газа в Европе с ожидаемых $ 40 млрд до $ 20 млрд, руководство Газпрома увеличило сумму бонусов топ-менеджерам (то есть самим себе) на $ 20 млн - до $ 250 млн. "Это ровно треть того, что заплатила Украина за импортированный в ноябре 2009 года российский газ", - уточняет руководитель украинского Центра энергетических исследований Константин Бородин.

Пасясь на подобных тучных лугах, некоторые газпромовские "топы" нагуливают такой жирок, что им становится тесно в границах России. Например, в мае этого года Александр Медведев, руководитель газпромовской дочки, компании Газпромэкспорт, в мае этого года выразил намерение купить один из клубов североамериканской Национальной хоккейной лиги. Аппетиты Медведева так поразили американцев, что журнал Time в своем рейтинге самых влиятельных людей мира поставил его даже выше Путина. "Лучшей иллюстрации растущей силы газовых начальников не придумаешь", - говорит Милов.

Баре гуляют

Руководство Газпрома славно не только тем, что умеет хорошо заработать, но и тем, что умеет отлично потратить. Правда, расходы эти весьма специфические.

Например, на гребне кризиса газовики объявили конкурс на проведение в 2009–2010 годах шести корпоративных мероприятий, общая смета которых определена в $ 500 тыс., сообщается в материалах концерна. "Это традиционная тактика Газпрома – хорошая мина при любой погоде", - уверяет Корреспондент украинец Петр Смольянинов, который уже пятый год работает инженером-геологом в Газпромнефти, "дочке" Газпрома в Ноябрьске, в Тюменской области.

Удивляться тут нечему: в 2008 году на празднование 15-летия корпорации газовые генералы привезли в Москву Тину Тернер и рокеров из Deep Purple. Все удовольствие обошлось в несколько миллионов долларов.

Но подобный шик топ-менеджеры Газпрома готовы довезти до самых глухих уголков России. Иллюстрируя размах мероприятий по поддержанию корпоративного духа, Смольянинов рассказывает о том, что видел своими глазами: об эстрадных звездах первой величины, которых приглашают на заштатные мероприятия в глубинку; об элитных  легковых машинах, на которых газпромовские чины колесят по забытой богом Тюмени; о поварах из Парижа, выписываемых на частные корпоративы.

Самыми частыми гостями разнообразных газпромовских посиделок, по словам Смольянинова, становятся местные чиновники, которые попадают в орбиту растущего бизнеса компании. Контрамарки на подобные мероприятия раздают не просто так – газовый гигант покупает лояльность региональных властей. Ведь на таких светских раутах, говорит Смольянинов, который несколько раз участвовал в подготовке праздников, решают вполне серьезные вопросы.

Несколько диковато в условиях Сибири выглядит и еще одна фишка газовиков – строительство региональной торговой сети магазинов элитной одежды Giorgio Armani и Gucci, в которых любят проводить время жены откомандированных "на производство" топов. "Выглядит, конечно, все это забавно: высокая мода в Тюмени – унты и краги снял, можно продефилировать", - смеется Смольянинов.

Вероятно, вслед за Gucci в Тюмень потянутся и другие мировые бренды премиум-класса. Ведь у газового монополиста на рынках Европы открылись головокружительные перспективы. После газовой войны с Украиной зимой прошлого года, когда Старый Свет остался без голубого топлива, строптивые европейцы дружно дали добро на экспансию Газпрома на их территорию в рамках проектов Южный и Северный поток. По самым скромным оценкам, такая "геополитика" позволит российскому сырьевому монстру зарабатывать до $ 90 млрд в год. "Это означает, что прибыли, отправляющиеся в карманы топ-менеджеров, увеличатся в разы. И тогда вопрос "Кто кем управляет в России?" станет риторическим", - резюмирует Немцов.

Как сыр в газе

Зарплаты ключевых менеджеров Газпрома (по данным издания The Washington Post, Ведомости, информационно-справочной службы Корреспондента)

  • Руководитель подразделения - $ 50-150 тыс. в год с правом выкупа акций в рассрочку на $ 250-400 тыс.
  • Советник - $ 400 тыс. в год
  • Член правления, генеральный директор дочернего предприятия - до $ 600 тыс. в год с правом выкупа акций на $ 750 тыс.
  • Председатель Совета директоров - $ 1,5-3 млн в год
  • Председатель правления - до $ 3 млн в год

Эта статья опубликована в №47 журнала Корреспондент от 11 декабря 2009 года.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии