UA
 

Корреспондент: 25 смелых. Лучшие украинские художники представили свои работы на престижной выставочной площадке Лондона

Корреспондент,  30 октября 2013, 13:42
3
2071
Корреспондент: 25 смелых. Лучшие украинские художники представили свои работы на престижной выставочной площадке Лондона
Фото: FIRTASH FOUNDATION
Художник Виктор Сидоренко уверен, что выставка в галерее Saatchi способна положить начало арт-экспансии украинцев на Запад

25 лучших украинских художников демонстрируют свои работы на престижной выставочной площадке Лондона в надежде превратить современное искусство своей родины в мировой феномен, - пишет Оксана Мамченкова в № 42 журнала Корреспондент от 25 октября 2013 года.

В октябре 2008 года ведущая лондонская галерея TheSaatchiGalleryпереехала в Челси, самый дорогой район британской столицы, отпраздновав новоселье масштабной выставкой работ современных китайских художников. С этого проекта, утверждают эксперты, началась экспансия нового искусства родом из Поднебесной на Запад. Теперь богатейшие люди Западного полушария без раздумий выкладывают за произведения китайских художников на аукционах миллионы долларов.

По их стопам решили пойти украинские мастера кисти. Выставка работ 25 из них открылась в TheSaatchiGallery18 октября. Проект стал частью фестиваля Дни украинской культуры в Великобритании, организованного благотворительным фондом Firtash Foundation. Его основатель, бизнесмен Дмитрий Фирташ, стремится презентовать Украину на Западе - так же как это много лет делает другой украинский миллиардер, Виктор Пинчук.

 

В течение недели в Saatchi демонстрировались произведения как признанных классиков вроде прославившихся своими эпатажными полотнами Арсена Савадова и Александра Ройтбурда, так и молодого поколения. В числе последних - киевский скульптор Жанна Кадырова и харьковский художник Артем Волокитин, в разные годы представлявшие Украину на авторитетной Венецианской биеннале.

Многие из участвующих в выставке мастеров хорошо знакомы западным коллекционерам, констатирует россиянка Светлана Марич, международный директор аукционного дома Phillips. Они успешно преодолели жесткий экспертный отбор, который вынуждены проходить все художники, прежде чем их работы попадают на торги. А демонстрация в одной из самых посещаемых галерей Соединенного Королевства, по мнению Марич, не только откроет украинское искусство большему числу людей, но и повлияет в будущем на аукционные цены.

Ведь по большому счету отечественное искусство как явление на Западе никому не известно, вторит ей Олег Тистол, один из именитых участников выставки в Saatchi.

Пока ценовой рекорд среди украинцев принадлежит Анатолию Криволапу, чья картина Конь. Вечер этим летом была продана на лондонских торгах Phillips за $ 184 тыс. В таком ценовом сегменте продаются, как правило, известные западные художники.

“Чем больше людей видит это искусство воочию, тем больше людей заинтересованы в покупке этих произведений”, - резюмирует Марич. Она уверена: за повышенным спросом последует и рост цен.

Товар лицом

Живущего в деревне в 100 км от Киева Криволапа редко встретишь на киевских арт-тусовках. Ради групповой выставки соотечественников в Saatchi самый дорогой украинский художник сделал исключение: ее пропустить Криволап не смог.

“Выставки в таких залах раньше не было даже в мечтах!” - дает мастер оценку происходящему в разговоре с Корреспондентом. Криволап стоит в переполненном гостями зале у своей картины Тучи над степью, абстрактного пейзажа размером 2х3 м в насыщенных синих тонах. Пытаясь перекричать музыку приглашенного на вернисаж модного диджея, он не скрывает восторга: “Я все еще не могу поверить, что эта выставка в Лондоне действительно состоялась!”.

У присутствующего здесь же арт-дилера Игоря Абрамовича, считающегося самым влиятельным агентом украинского искусства на Западе, реальность происходящего сомнений не вызы вает. Над тем, чтобы показать эти работы в Saatchi, Абрамович, уже много лет популяризирующий соотечественников среди европейских коллекционеров, работал более года.

“Я несколько раз ездил в Лондон, устраивал для руководства галереи презентации”, - описывает трудоемкий процесс Абрамович.

Прежде чем взяться за реализацию такого амбициозного замысла, он в течение нескольких лет занимался продвижением украинцев на ведущие аукционы современного искусства. Результаты трудов Абрамовича очевидны. Начиная с 2009 года украинские и западные собиратели прекрасного регулярно покупают на аукционах Sotheby’s, Phillips и Christie’s работы Тистола, Василия Цаголова и других художников, с которыми сотрудничает дилер.

Первая лондонская выставка в двух просторных залах галереи открывает новый этап в деятельности целеустремленного киевлянина При этом проект не преследует коммерческих целей, акцентивнимание Абрамович, ведь все представленные здесь работы находятся в собственности Firtash Foundation и не выставлены на продажу.

“Главная цель выставки - заявить что [в Украине]есть хорошее и качественное современное искусство”, - подхватывает Тистол. Художник, чья самая дорогая картина, Раскраска, в апреле была продана на лондонских торгах Phillips за $ 54 тыс., отмечает удачный для достижения такой задачи выбор мастеров, среди которых представители различных стилей и поколений.

Тистол видит еще один плюс события: галерея Saatchi - идеальная стартовая площадка для малоизвестных художников. Именно отсюда начинали свой путь в высшую лигу современного арта многие нынешние звезды вроде британца Дэмиена Херста и американца Джеффа Кунса. Их работы впервые выставлялись в стенах галереи еще в 1990-х, а теперь продаются за десятки миллионов долларов.

Для Криволапа участие в лондонской выставке - скорее подтверждение статуса, чем открытие новых карьерных горизонтов.

“Почти 20 лет я ждал, когда наконец богатые люди в Украине поймут, что футбол, в котором, кстати, нет пока больших успехов, - явление временное. А лицо страны - это лицо художника, - рассуждает он. - Ведь когда мы говорим “Диего Веласкес”, мы видим Испанию”.

Спрос и предложение

Для привлечения внимания к новому арт-явлению лучшее время и место, чем середина октября в Лондоне, придумать трудно, единодушны опрошенные Корреспондентом специалисты аукционных домов. Абрамович не скрывает, что намеренно спланировал открытие выставки в период проведения в городе одной из крупнейших ярмарок современного искусства - Frieze Art. Посетить ее традиционно съезжаются богачи со всего мира. Соответственно, украинских художников смогут посмотреть не только коллекционеры со всей Европы, но и ряд крупных собирателей предметов искусства из Америки и Ближнего Востока.

Хотя, по мнению большинства участников проекта, обратить внимание украинских коллекционеров - едва ли не более важная задача, чем поиск зарубежных клиентов. Практика мирового арт-рынка свидетельствует о том, что спрос на искусство формируется в первую очередь внутри страны.

“Случайно на художественном горизонте никто не возникает”, - делится с Корреспондентом наблюдениями Виктор Сидоренко, средняя цена на работу которого составляет $ 30 тыс. В Saatchi демонстрировалось его полотно из хорошо известной завсегдатаям украинских выставочных площадок серии Левитация.

Продвижение искусства - это всегда геополитика и финансовое могущество страны
Александр Клименко

Сидоренко приводит пример Китая: в мире изобразительного искусства Поднебесная теперь у всех на устах. О нынешних китайских художниках еще 15 лет назад на Западе не знали вообще ничего. Сейчас же выходцы с берегов Янцзы и Хуанхэ занимают первые строчки в рейтингах самых дорогих художников мира.

Секрет стремительного успеха китайцев прост: на протяжении нескольких лет цены на произведения современников неуклонно росли за счет повышенного интереса среди местных коллекционеров. Новости о внутренних аукционных рекордах гремели в мировой прессе, а масштабные выставки, представляющие искусство страны, путешествовали по планете. Когда же подшучивать над сумасшедшими китайскими коллекционерами, равно как игнорировать само искусство, стало уже невозможно, к погоне за азиатским артом присоединились обладатели денег с Запада.

“Продвижение искусства - это всегда геополитика и финансовое могущество страны, - делится соображениями украинский художник и участник лондонской выставки Александр Клименко, средняя цена работ которого держится в диапазоне $ 10-15 тыс. - Посмотрите, кто сегодня самые крутые современные художники, - это англичане, американцы, немцы, китайцы. Это мощные и сильные страны”.

Похвастать перед аналогичными мировыми гигантами богатством Украина не может. Здесь не сформирован внутренний рынок, нет состоятельных галерей, способных тратить средства на участие в международных арт-ярмарках, недостаточно развиты аукционные дома, перечисляют эксперты недостатки внутренней ситуации. При этом за время продолжительного пребывания в тени в Украине появилось несколько поколений конкурентоспособных художников, чье главное преимущество - в мастерстве и наличии сильной школы.

Впрочем, в отличие от участников рынка, британская пресса пока весьма сдержанна в оценке успехов украинцев. К примеру, Зои Пилгер из британской The Independent отмечает, что представленные в Saatchi скульптура и живопись намекают на интересные социальные и политические трансформации в украинском обществе. Но качество произведений не убедило арт-критика в самобытности мастеров.

Так же как Пинчук, организовывающий престижную дискуссионную площадку Ялтинская европейская стратегия (YES), украинский ланч на Давосском экономическом форуме и участие отечественных художников в Венецианской биеннале современного искусства, Фирташ начал финансировать проекты, демонстрирующие Украину Западу в выгодном свете.

“Они, кажется, все еще находятся в процессе поиска собственного стиля”, - отмечает Пилгер.

Судя по всему, свой стиль как минимум в области благотворительности и пиара спонсировавший мероприятие Фирташ уже нашел, констатируют обозреватели. Так же как Пинчук, организовывающий престижную дискуссионную площадку Ялтинская европейская стратегия (YES), украинский ланч на Давосском экономическом форуме и участие отечественных художников в Венецианской биеннале современного искусства, Фирташ начал финансировать проекты, демонстрирующие Украину Западу в выгодном свете.

Среди его новаций - программа украинистики в Кембридже, а теперь еще и фестиваль украинской культуры в Лондоне. Интересно, что Пинчук и Фирташ владеют одинаковыми капиталами: согласно рейтингу Корреспондента Золотая сотня, у каждого из них по $ 3,2 млрд.

Тем временем Пилгер считает, что одной выставки украинских художников Лондону мало. Чтобы сложился целостный образ, потребуется целая серия подобных мероприятий, единодушны с ней критики и специалисты из аукционных домов.

А Абрамович говорит о ближайших планах по завоеванию мира: арт-дилер уже ведет переговоры об организации выставки украинцев в лондонском музее современного искусства Tate Modern, занимающем четвертое место в мире по посещаемости.

***

Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 25 октября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.      

ТЕГИ: Украинавыставкажурнал КорреспондентЛондонсовременное исскуство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии