UA
 

Расследование Би-би-си: грозит ли Сирии гражданская война?

Русская служба Би-би-си,  1 июня 2012, 04:42
0
22
Расследование Би-би-си: грозит ли Сирии гражданская война?
Фото: Reuters

Грядет ли в Сирии гражданская война? Корреспондент Би-би-си Пол Вуд, который последние три недели вел тайное журналистское расследование в Сирии, считает, что опасность этого неумолимо растет.

"Аллах за нас отомстит", - такие слова постоянно звучат в суннитских деревнях в окрестностях города Хомс из уст людей, которые чувствуют себя бессильными и гонимыми.

Пока что конфликт не превратился в войну всех против всех – суннитского большинства против правящего меньшинства – алавитов и их союзников из числа шиитов и христиан. Однако уровень жестокости таков, что опасность перехода конфликта в стадию гражданской войны очень велика.

Массовые убийства в Хуле поражают своими масштабами, но подобное происходило в этой части страны на протяжении всего минувшего года. События обычно следуют определенному распорядку: сначала армия обстреливает удерживаемый повстанцами район, затем туда входят полувоенные формирования ополчения "шабиха" или "призраки" и совершают убийства.

Когда несколько месяцев назад мы впервые услышали историю о том, что людей в Сирии режут как овец, она показалась нам паническим преувеличением в пропагандистских целях. Однако с тех пор мир увидел слишком много фотографий тел с перерезанным горлом и услышал слишком много показаний очевидцев, чтобы понять, что это правда.

Как правило, ополченцы "шабиха" появляются в суннитских районах из соседних шиитских и алавитских деревень. Активисты оппозиции обвиняют режим в том, что он намеренно разжигает межрелигиозную рознь. Таким образом правительство гарантирует себе поддержку меньшинств, которые опасаются за свою судьбу в окружении суннитского большинства.

Насилие носит обоюдный характер. Когда в руки повстанцев из Свободной сирийской армии попадают ополченцы "шабиха", их обычно сразу казнят. Мне несколько раз рассказывали об этом сами повстанцы.

Однако пока конфликт не приобрел характер межконфессионального. На стороне правящего режима по-прежнему выступают многие сунниты, в том числе большинство армейских офицеров: даже среди ополчения "шабиха" есть сунниты. На стороне повстанцев воюют христиане и алавиты.

Опасность состоит в том, что трагедии подобные той, что произошла в Хуле, могут заставить людей замкнуться в своей общине. Режим уже сейчас изображает восстание как бунт суннитской черни.

Всюду, где я побывал во время своей последней поездки по Сирии, я слышал гневные высказывания в адрес алавитского меньшинства. Опасность состоит в том, что все алавитская община может оказаться мишенью этого гнева.

Многие бойцы САС говорили мне, что сражаются за светское демократическое общество. Но другие утверждали, что хотят убивать алавитов и шиитов, уточня при этом, что это касается "лишь тех, у кого руки в крови".

Повстанцы САС с трудом удерживают свои позиции под давлением со стороны правительственных сил. Но сунниты составляют подавляющее большинство в Сирии. Если конфликт станет межконфессиональным, численное преимущество будет на их стороне.

До этого дело еще не дошло, но атмосфера сейчас стала куда более угрожающей, чем прежде. Раньше, во время частых поездок в Сирию, я постоянно слышал, как повстанцы-сунниты отрицали, что в Сирии может вспыхнуть религиозная война. "Это не Ирак, это Сирия", - говорили мне люди, имея в виду, что в их стране такое невозможно.

В эту поездку я услышал другие мнения.

"Гражданская война началась, - сказал мне один из повстанцев, – мы будем вспоминать эти дни и говорить – вот когда она началась".

Источник: Русская служба Би-би-си

ТЕГИ: Сирия
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии