Эврика! 10 главных научных открытий 2015 годаСюжет

Корреспондент.net,  25 декабря 2015, 17:51
Плутон фото
Фото: NASA
"Цветной" Плутон

Открытия New Horizons, революционный инструмент для редактирования генов, дрожжевые наркотики и другие научные достижения года.

Авторитетный научный журнал Science традиционно составил список самых главных научных достижений 2015 года, среди которых выделил и наиболее важное, отметив его премией "Прорыв года".

Научный прорыв года:

метод CRISPR-Cas9 (ДНК-редактор)

CRISPR-Cas9

В 2007 году исследователи компании Danone вместе со стоматологами из Университета Лаваля в Канаде опубликовали статью, в которой доказали, что термофильный стрептококк, живущий в кисломолочных продуктах, борется с бактериофагами системой CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats).

Говоря простым языком, CRISPR – это "иммунная система" бактерий, которая защищает их от вирусов.

Через пять лет другие ученые нашли способ превращения "иммунной системы" CRISPR в инструмент для редактирования генов через белок Cas9.

Иными словами, метод CRISPR/Cas9 являет ДНК-редактор, с помощью которого можно изменять геном живого организма, находя и заменяя его поврежденные участки.

В 2012 и 2013 году этот метод также присутствовал в списках главных открытий, однако первое место не занимал.

Новый метод уже фигурировал в ряде громких исследований, а на данный момент продолжается дискуссия об этичности изменения генома человека, первые же испытания на людях запланированы на 2017 год.

Миссия New Horizons

New Horizons/ NASA

Миссия космической станции New Horizons не стала прорывом года по версии редакции, однако читатели журнала отдали именно ей эту премию.

Запуск станции был осуществлен в 2006 году, а этим летом New Horizons приблизился к Плутону, тем самым выполнив свою основную миссию.

В результате были получены много новых данных и фотографий Плутона и его спутника Харона, которые изменили представления о них в научной среде.

Сейчас станция покинула границы орбиты Плутона и направляется к планетоиду 2014 MU69 в поясе Койпера, где она займется его изучением аж до тех пор, пока не кончатся энергоресурсы.

Наркотики из дрожжей

Дрожжи/UC Berkeley

Ученые из Стэнфордского университета создали технологию, позволяющую из генетически модифицированных дрожжей получить опиаты.

Технология эта весьма экономная, а значит, с одной стороны – некоторые медицинские препараты могут стать дешевле, ведь теперь дорогая переработка опиумного мака (природный источник опиатов) может уйти в прошлое.

Однако с другой стороны, новой технологией могут заинтересоваться и на нелегальном рынке наркотиков.

Новый предок человека

В 2013 году в ЮАР были найдены останки неизвестного предка современных людей, причем останков было аж 1550 и принадлежали они не меньше чем 15 особям. Это впечатлило исследователей, ведь чаще всего давние Homo известны по одной-двум окаменелостям.

Антропологи во главе с Ли Бергером, которые обнаружили пещеру Диналеди с останками, назвали в ее честь новый вид - Homo naledi.

Странным образом Homo naledi совмещает в себе черты различных видов разных исторических эпох, разделяемых, порой, сотнями тысяч лет эволюции.

К примеру, формы рук и ступни Homo naledi напоминают Homo sapiens,  а плечи и таз – австралопитеков. А вот мозг у них был в два раз меньше, чем у современных людей.

Находка породила две загадки:

• Возраст костей. Ведь если найденный вид жил три миллиона лет назад, то его необычное строение показывает множество путей эволюции в эпоху зарождения человека. А если кости моложе, то Homo naledi - настоящее "живое ископаемое", которые каким-то образом сохранило черты своих предков спустя сотни тысяч лет.
  • Каким образом кости оказались в пещере с узким проходом в 17, 8 сантиметров? Если это погребение, то это сенсация, ведь до этого считалось, что у примитивных гоминид не было погребальных обрядов.

Квантовые связи на расстоянии

Квантовая запутанность/ NASA

Европейские ученые из Делфтского технического университета окончательно доказали, что между удаленными частицами существует квантовая связь.

Это значит, что изменения одного объекта коснутся и другого, связанного с первым, даже если они находятся на значительном расстоянии друг от друга.

Тем самым физики опровергли теорию Эйнштейна о скрытых переменных, которыми он объяснял странное поведение частиц, и подтвердили гипотезу ирландского физика Джона Белла, который еще в 80-х годах был убежден в квантовом взаимодействии объектов на расстоянии.

Иммунные клетки в мозге

Мозг/ EPA

Недостающее звено между нервной и иммунной системой обнаружили ученые Виргинского университета, которые нашли в мозге лимфатические сосуды, через которые двигаются иммунные клетки.

Тем самым была опровергнута доминирующая теория, согласно которой немного выше шеи каналы лимфатической системы кончаются.

Ученые надеются, что открытие может помочь в борьбе заболеваниями мозга, такими как синдром Альцгеймер или аутизм.

Вранье в психологии

Психолог/ EPA

Другие ученые из Виргинского университета потратили несколько лет, чтобы воспроизвести более сотни исследований из области психологии, которые публиковались в серьезных научных изданиях.

Выяснилось, что всего лишь 39 процентов психологических исследований совпадают с данными из проверяемых статей.

Расхождение огромное, даже если предположить, что часть проверок была неточной из-за ошибок в описании методик.

Тем не менее, ученые все равно убеждены в важности психологии среди научных дисциплин, однако призывают совершенствовать ее методы.

Самый древний индеец

Реконструкция Кенневикского человека/ Smithsonian Institution

В этом году ученым из Копенгагенского университета удалось раскрыть загадку происхождения Кенневикского человека - одной из самых загадочных находок американской археологии.

Его останки обнаружили на северо-западе США в 1996 году. В ДНК кости были обнаружены гены, характерные для индейских племен, а возраст его составляет около 9300 лет.

Останки Кенневикского человека/ CBS News

На протяжении нескольких лет длился спор ученых и индейцев. Последние, считая его своим предков, требовали перезахоронить по своим обычаям, однако биологи не соглашались, указывая на различия в форме черепа и даже называя его родиной Евразию.

Однако ДНК-тест подтверди, что Кенневикский человек является предком индейцев, а форма черепа - не более чем случайность.

Мантийные плюмы

Схема Земли/ Wikimedia Commons

В результате исследования Калифорнийского университета в Беркли выяснилось, что потоки магмы в земной коре (мантийные плюмы), поднимаясь от ядра практически до самой земной поверхности, соединяются с вулканами.

Более того, потоки магмы оказались более объемными, а на глубине 1000 километров мантийные плюмы изгибаются, тем самым озадачивая ученых новыми свойствами мантии.

Вакцина против вируса Эбола

Тестирование вакцины Эболы в Либерии/ EPA

С 2013 года вспышка вируса Эбола уничтожила больше 11 тысяч африканцев, а впервые она была зафиксирована в 1976 году.

Однако в этом году биологам Национальной лаборатории микробиологии Канады удалось создать вакцину против Эболы под названием rVSV ZEBOV, которая уже показала абсолютную эффективность против вируса.

СПЕЦТЕМА: Сюжеты