Корреспондент.net,
23 августа 2014, 09:00
Путь современного украинского кино лежал через "тернии к звездам"
С обретением независимости у нового украинского государства появилось огромное количество проблем. В 90-е годы в нашей стране было не до кино, и этому жанру приходилось выживать в очень трудных условиях.
От советского прошлого Украине достались две большие киностудии – Одесская и Киевская, которые без отсутствия государственной поддержки не смогли быстро перестроиться на новые условия работы и простаивали без дела.
Достались независимой Украине от предыдущего государства и отличные кадры, которые в условиях безденежья в этой сфере сумели сохранить украинское кино как таковое, только за счет собственного энтузиазма и таланта.
“Художник должен быть голодным” – это про украинский кинематограф 90-х годов. Но самый трудный этап удалось преодолеть, 2000-е годы уже ознаменовались победами украинских кинематографистов на престижных международных форумах. Отечественное кино постепенно добывает мировое признание, а к 2010-м оно все больше выходит на новый для себя, массовый уровень, проникая на большие экраны.
Украинский кинематограф, как и украинское государство, стоит только в самом начале пути своего развития. Он уже успел “набить шишки”, но и определенными успехами похвастаться может.
Главный человек в кино
Богдан Ступка за свою жизнь исполнил около 100 ролей на киноэкране и более 50 на театральной сцене, в итоге превратившись в главное олицетворение украинского кинематографа. По сути, он стал символом украинской нации.
За всю свою долгую карьеру Ступка получил около 15 кинонаград и призов и даже был номинирован на премию Европейской киноакадемии – символического “Евро-Оскара”, но проиграл Хавьеру Бардему.
Актер снимался у европейских и российских режиссеров, продвигал отечественный кинопродукт, его ставили в один ряд с Робертом Де Ниро, Аль Пачино и Энтони Хопкинсом.
В конце 90-х, когда об украинском кино еще мало было слышно, Ступка снялся в фильме польского режиссера Ежи Гофмана «Огнем и мечом», сыграв Богдана Хмельницкого. Фильм имел большой успех, сделал Ступку самым узнаваемым украинским актером и закрепил за ним образ главного гетмана украинского кинематографа.
После этого Богдан Сильвестрович примеряет на себя роль Ивана Мазепы, Тараса Бульбы, князя Ярослава и поучаствует во всех значимых украинских кинопроектах.
Ступка выполнил роль первооткрывателя украинского кинематографа в мире, дал мощный импульс для продолжения его развития и осознания полноценности.
Проводить великого актера в последний путь в 2012 году пришли тысячи украинцев, что без лишних слов характеризует масштаб и значение фигуры Ступки для Украины.
Международное признание
В 2003 году украинский фильм получил Серебряного медведя на престижном Берлинском кинофестивале. Награды удостоился фильм украинского аниматора Степана Коваля «Шел трамвай №9».
В том же году выходит первый украинский фильм, снятый на цифровую камеру, а также первый со звуком «Dolby Surround» - “Мамай” Олеся Санина. Украина его даже выдвигала на “Оскар” в номинации лучший иностранный фильм, но в основную конкурсную программу он не вошел.
В 2005 году лента «Путники» (“Подорожні”) молодого украинского режиссера Игоря Стрембицкого получила Золотую пальмовую ветвь за лучший короткометражный фильм.
Это была первая украинская награда на Каннском кинофестивале, но далеко не последняя. “Путники” – дипломная работа Стрембицкого, бюджет фильма смешен, как для лауреата Каннского кинофестиваля – 15 тысяч гривен.
Государство дало режиссеру куски пленки, половина из которых была уже не пригодна для работы
Сценаристам короткометражки выступила жена режиссера. История этого фильма, как история украинского кино, которое прорывалось сквозь безденежье и безразличие, умудряясь создавать занимательный, конкурентоспособный материал из ничего.
В 2010 году украинский фильм впервые в истории был включен в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля.
Дебютантом стал Сергей Лозница с лентой "Счастье мое".
Спустя год Украина в Каннах вновь берет Пальмовую ветвь за лучшую короткометражную работу. "Кросс" Марины Вроды - фильм про урок физкультуры в школе.
Получив признание в коротком метре, украинские кинематографисты добились успеха и в полнометражном кино.
Знаковым моментом для истории новейшего украинского кинематографа стало присуждение Гран-при Канн-2014 «Недели критики» – одного из основных параллельных конкурсов фестиваля – отечественному фильму. «Племя» Мирослава Слабошпицкого, в котором не звучит музыка или человеческая речь, а он полностью снят на языке глухих.
Этот подчеркнуто маргинальный ход не помешал Слабошпицкому покорить каннских критиков. «Племя» также выступило одним из претендентов на премию «Золотая камера» за лучший режиссерский дебют и взяла еще две специальные награды фестиваля.
Мирослав Слабошпицкий: «Режиссер должен быть по-хорошему наглым»
Кинофестивальные традиции
За годы независимости Украине удалось сделать традиционным проведение нескольких значимых кинофестивалей на своей территории.
Киевский международный фестиваль "Молодость" проводился еще с 1970 года. В 1993 году его проведение было возобновлено уже в независимой Украине. Кинофестиваль, как правило, прежде всего, поддерживает работы молодых режиссёров.
Конкурсная программа фестиваля ежегодно представляет в Украине тщательно отобранные на десятках национальных и международных киносмотров произведения талантливой киномолодежи со всех континентов. Она разделена на секции студенческого, короткометражного (игрового, анимационного и документального) и полнометражного игрового фильма.
bestin.ua
42-й фестиваль "Молодость"
На "Молодости" состоялись дебюты многих ныне признанных европейских постановщиков.
Юбилейная сороковая "Молодость" была отмечена известными громкими именами и насыщенной программой (около 400 фильмов). В 2010 году в Киев приезжали такие метры мирового кинематографа, как: Жерар Депардье, Рената Литвинова, Софи Марсо, Кристофер Ламберт, Фанни Ардан, Владимир Меньшов и много других.
В 2010 году в Украине появился еще один кинофестиваль мирового уровня. Одесский международный кинофестиваль первые два года позиционировал себя, как фестиваль фильмов с особым чувством юмора. Начиная с 2012 года, ОМКФ расширил направленность и заявил о себе, как фестиваль арт-мейнстрима: кино высокого художественного уровня, рассчитанное на широкую аудиторию.
AP
Гости Одесского кинофестиваля
С 2012 году конкурсная программа состоит из двух полноценных разделов: Международная конкурсная программа полнометражных фильмов и отдельная Украинская национальная конкурсная программа.
Массовое кино
Кино, побеждающее на фестивалях, в большинстве своем остается произведением для ограниченного количества зрителей и не становится широко известным. Долгое время украинское кино нельзя было увидеть в кинотеатрах, на афишах и бигбордах больших городов. Но постепенно наметился прогресс и в вопросе выхода украинского кинематографа в массы.
После 2004 года было снято несколько фильмов об Оранжевой революции: «Оранжевое небо» (2006, режиссер Александр Кириенко), «Прорвемся!» (2006, режиссер Иван Кравчишин), «Оранжлав» (2006, Алан Бадоев). Фильм «Оранжлав» получил приз за лучшую режиссуру на XV Международном фестивале «Киношок» в Анапе (Россия).
Это уже были фильмы, о которых слышали не только эксперты и критики.
В 2006 году выходит драма "Аврора" Оксаны Байрак, ставшая лучшим прокатным фильмом года.
В том же году состоялась премьера первого украинского триллера «Штольня» (продюсер и оператор Алексей Хорошко, режиссер Любомир Кобыльчук). Оказалось, что в Украине могут снимать и современное, молодежное кино.
Дальше - больше. В нашей стране осваивают модный жанр альманахов и мюзиклов, украинские фильмы все чаще появляются в широком прокате. В 2012 году выходит фильм Михаила Ильенко "Тот, кто прошел сквозь огонь" - легкий мелодраматический детектив, выдвигавшийся Украиной на премию "Оскар", как лучший иностранный фильм.
3 октября 2013 года навсегда войдет в историю украинского кинематографа - в прокат одновременно вышло сразу три отечественных фильма: "Вечное возвращение", "Параджанов" и первый современный фильм для детей "Иван сила".
В ноябре 2013 года украинцы идут в кино на молодежный триллер Любомира Левицкого "Тени незабытых предков". Идут очень хорошо, так что фильм установил рекорд отечественного кинопроката - 21 миллион гривен за первые четыре недели. Летом 2014 года "Тени", которые уже окрестили первым украинским блокбастером, возвращаются в украинские кинотеатры с ограниченным прокатом.
Хочется верить, что украинское кино только набирает обороты, то ли еще будет!
Наши в Голливуде
Украинские корни есть у многих кинозвезд первой величины. Широко известно об украинском происхождении Стивена Спилберга, Сильвестра Сталлоне, Дастина Хоффмана, Леонардо Ди Каприо. Однако к судьбам и карьерам этих мастодонтов кино Украина имеет достаточно посредственное отношение. Да и сами они себя украинцами не чувствуют.
Другое дело - легендарный Джек Пэланс, при рождении Владимир Палагнюк. Пэланс хоть и родился в США, в семье украинских эмигрантов, всегда считал себя именно украинцем. По сути его можно считать единственным украинцем-обладателем Оскара. Его актер получил в 1992 году за комедийную роль в фильме «Городские пижоны», также он был лауреатом премий «Золотой глобус» и «Эмми».
AP
Джек Пэланс в 2007 году
В апреле 2004 во время недели «Русских ночей» (фестиваль русской культуры) в Лос-Анджелесе Джек Пэланс отказался от почетной награды фестиваля (статуэтка «Башня Татлина») отметив, что он — украинец и не имеет ничего общего с русским кинематографом.
Во время церемонии Джек смущённо сказал, что у него создалось впечатление, что он будто бы находится на фестивале по какой-то ошибке, добавив, что считает российское кино интересным. Вскоре после фуршета актёр покинул фестиваль вместе с женой.
Я — украинец, а не русский, поэтому извините, я просто немного не в своей тарелке. Будет лучше, если я и мои друзья просто отсюда уйдём
Если украинцев - мужчин в Голливуде почти и не было, то красоту украинских женщин за океаном оценили по достоинству.
Мила Йовович родилась в Киеве, в детский сад ходила в Днепропетровске, а потом вместе с семьей эмигрировала сначала в Англию, и позже в США. Там Мила сначала стала известной моделью, а потом знаменитой актрисой, звездой «Пятого элемента» и «Обители зла».
О своем происхождении актриса не забывает и сейчас, что позволяет ей неплохо зарабатывать на постсоветском пространстве.
Вера Фармига - дочь украинских иммигрантов. До 6 лет она вообще не говорила по-английски. Даже закончила украинскую католическую школу и выступала в украинском народном ансамбле. Её актерский путь начался с Бродвея.
Затем Фармига стала появляться на теле- и киноэкранах. Среди самых ее известных работ «Отступники» Мартина Скорсезе, «Мне бы в небо» вместе с Джорджем Клуни. Недавно Вера дебютировала, как режиссер с фильмом «Небо и земля».
Больше всего на слуху сейчас две другие звездные украинки - Ольга Куриленко и Мила Кунис.
Куриленко - уроженка Бердянска Запорожской области, где она жила до 13 лет. Куриленко стала первой украинкой, побывавшей в роли девушки Джеймса Бонда. Также Ольга успела сыграть с Томом Крузом в недавнем научно-фантастическом фильме «Обливион» и во многих других блокбастерах.
Мила родилась в Черновцах. В начале 90-х она с родителями переехала в Штаты, где ей на первых порах приходилось очень тяжело — девочка не знала ни слова по-английски. Теперь ее знают, как звезду «Черного лебедя» и «Третий лишний».
Украинское кино пережило застойные и безденежные 90-е, сумело сохранить свою оригинальность и самобытность, а теперь заявляет о себе все громче.